Строительные объекты классифицируются по определенным критериям и порой достаточно сложно разобраться в этом
разнообразии. Затронем группу линейных сооружений.
Линейный объект – это объект, у которого длина существенно превышает ширину. Сюда можно отнести разнообразие
инженерных
сетей, метро, мосты и тоннели, трубопроводы, дороги (железная, автомобильная, канатная). Линейный объект
можно условно
разделить на сегменты, последовательность которых образует полилинию.
Линейный объект зачастую охватывает огромные расстояния, может даже располагаться в нескольких регионах
страны. И когда
речь идёт о таком крупном строительстве, нет сомнения, что это именно линейный объект. Но порой сложно
провести
разграничение между линейным и площадным объектами. Приведем пример.
Реконструкция дороги и монтаж автобусной остановки или подведение водопровода к общественному и жилому
зданию можно
причислить как к линейному, так и к площадному строительству. Бывает, что линейные объекты совмещены. Тогда
трубопровод
– это линейное сооружение, а обслуживающие подстанции – площадное.
Систематизация линейных объектов
Линейный объект не является зданием. Это сооружение, которое предназначается для производственных процессов,
перемещения
грузов и людей, непостоянного пребывания людей и хранения продукции. Существуют наземные, подземные и
надземные объекты.
Назначение линейных объектов таково:
- линии связи
- транспортные коммуникации
- каналы по орошению земель и водоснабжению
- трубопроводы для воды, газа и нефтепродуктов
- системы коллекторов (канализационных и ливневых)
В нормативных документах достаточно чётко определяется чем является линейный объект, однако по желанию
застройщиков и
проектировщиков туда может быть отнесено иное сооружение.
Градостроительный кодекс указывает, что линейным объектом может быть инженерно-техническая сеть, линия
электропередач,
газо- и трубопровод, линия связи, автомобильная дорога, железнодорожная линия и прочие.
Нужно ли все линейные объекты подгонять под единые правовые стандарты? Отчасти. Было бы благоразумнее ввести
отдельный
порядок регистрации прав, иметь помощь государства при получении земли для их установки, получать исключения
из
природоохранных требований (это согласуется со статьей 49 ЗК и статьями 7 и 11 Закона о переводе).
Всё же отдельные линейные объекты требуют полной приватизации земли. Это касается дорог, отдельных участков
трубопровода
высокого давления, электрических сетей, чтобы другое лицо не имело возможности арендовать, постоянно
пользоваться или
обладать правом собственности.
Однако линейный объект не препятствие для проведения подземного трубопровода, линии связи, надземного
кабеля/провода,
хотя это влечет определенные неудобства для собственника земли. Степень неудобства отличается, что
становится
определяющим фактором при договоре об аренде или обладании правом собственности для размещения линейного
объекта.
Таким образом, для каждого сооружения, даже если это обременительно для собственника, нет возможности
сформировать
отдельный земельный участок, который впоследствии можно арендовать или купить. В городах линейные объекты
располагаются
под или над другим сооружением и, как правило, находятся вдоль дорог.
Право собственности и другие вопросы
Если же создавать самостоятельный участок для линейного объекта, то вся относящаяся к нему земля должна
делиться на
участки долевой собственности владельцев различных объектов и участки, находящиеся в аренде в местах
пересечения и
совпадения.
Если же создавать самостоятельный участок для линейного объекта, то вся относящаяся к нему земля должна
делиться на
участки долевой собственности владельцев различных объектов и участки, находящиеся в аренде в местах
пересечения и
совпадения.
Решить это можно размещением сооружения на условиях сервитута. Так, не требуется межевания земли, перевода
участка земли
в иную категорию и многократной регистрации перехода прав.